Памятка для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на период летних каникул
Уважаемые родители,
Наступило время летних каникул – время, которое можно провести с пользой для здоровья и развития детей. Лето – время прогулок и активных игр на свежем воздухе. Впечатления, которые ребенок получит летом, в дальнейшем учителя и воспитатели смогут использовать на уроках развития речи, изучения окружающего мира, рисования.
1. Прогулки предоставляют множество возможностей для развития речи детей, их мышления, а также развития общей координации:
- игры с другими детьми;
- игры с мячом;
- различные виды качелей;
- наблюдения за природой – растениями, животными и птицами;
- прогулки к водоемам, в парке, выезд в зоопарк, театр, за город;
2. Сенсорное развитие:
- предложите своему ребенку ощупывать, обнюхивать и осматривать различные предметы (различные продукты во время приготовления пищи – овощи и фрукты, цветы и различные растения во время прогулок), а также поверхности с различными фактурами (дерево, пластик, металл, ткань);
- взаимодействие с водой контрастных температур (теплой – прохладной) во время умывания, гигиенических процедур, мытья посуды;
- поглаживания и прикосновения к ребенку важны в ситуациях, когда нужно привлечь его внимание.
3. Развитие речи.
- В различных ситуациях – прогулки, повседневные бытовые ситуации – комментируем все, что видим, собственные действия и действия ребенка, а также побуждаем ребенка к комментариям. Задаем вопросы и просим ребенка отвечать на них.
- Читаем вслух детские книги (С.Маршак, С.Михалков, А.Барто, М.Бородицкая, Ю.Мориц и т.д.)
- Если ребенок говорит – просим его говорить развернутыми предложениями («Девочка гуляет с собакой») и используя правильные грамматические формы (например, от первого лица - «Я хочу пить»)
4. Тонкая моторика.
Для закрепления навыков письма, при выполнении письменных заданий – следим за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш или ручку. Для детей с гипертонусом мышц рук – используем поглаживания в области разгибателей; вкладываем в ладонь маленький предмет – шарик или грецкий орех, чтобы ребенку было удобнее удерживать карандаш.
Просим выполнять действия не только ведущей рукой, но и противоположной (для правшей – левой, для левшей – правой).
5. Социальная адаптация.
По мере возможности привлекаем ребенка к помощи по дому: положить белье в стиральную машину, помочь сделать влажную уборку, помыть посуду, найти и принести какую-нибудь вещь… Закрепляем навыки самостоятельного пользования туалетом, гигиены тела и т.д.
6. Правила безопасности. Напоминаем о правилах безопасного обращения с бытовыми приборами, правилах поведения у воды и о правилах дорожного движения.
Хорошего отдыха!
Психолог в социальной сфере Новикова Я.Л.
Возврат к списку
Уважаемые родители,
Наступило время летних каникул – время, которое можно провести с пользой для здоровья и развития детей. Лето – время прогулок и активных игр на свежем воздухе. Впечатления, которые ребенок получит летом, в дальнейшем учителя и воспитатели смогут использовать на уроках развития речи, изучения окружающего мира, рисования.
1. Прогулки предоставляют множество возможностей для развития речи детей, их мышления, а также развития общей координации:
- игры с другими детьми;
- игры с мячом;
- различные виды качелей;
- наблюдения за природой – растениями, животными и птицами;
- прогулки к водоемам, в парке, выезд в зоопарк, театр, за город;
2. Сенсорное развитие:
- предложите своему ребенку ощупывать, обнюхивать и осматривать различные предметы (различные продукты во время приготовления пищи – овощи и фрукты, цветы и различные растения во время прогулок), а также поверхности с различными фактурами (дерево, пластик, металл, ткань);
- взаимодействие с водой контрастных температур (теплой – прохладной) во время умывания, гигиенических процедур, мытья посуды;
- поглаживания и прикосновения к ребенку важны в ситуациях, когда нужно привлечь его внимание.
3. Развитие речи.
- В различных ситуациях – прогулки, повседневные бытовые ситуации – комментируем все, что видим, собственные действия и действия ребенка, а также побуждаем ребенка к комментариям. Задаем вопросы и просим ребенка отвечать на них.
- Читаем вслух детские книги (С.Маршак, С.Михалков, А.Барто, М.Бородицкая, Ю.Мориц и т.д.)
- Если ребенок говорит – просим его говорить развернутыми предложениями («Девочка гуляет с собакой») и используя правильные грамматические формы (например, от первого лица - «Я хочу пить»)
4. Тонкая моторика.
Для закрепления навыков письма, при выполнении письменных заданий – следим за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш или ручку. Для детей с гипертонусом мышц рук – используем поглаживания в области разгибателей; вкладываем в ладонь маленький предмет – шарик или грецкий орех, чтобы ребенку было удобнее удерживать карандаш.
Просим выполнять действия не только ведущей рукой, но и противоположной (для правшей – левой, для левшей – правой).
5. Социальная адаптация.
По мере возможности привлекаем ребенка к помощи по дому: положить белье в стиральную машину, помочь сделать влажную уборку, помыть посуду, найти и принести какую-нибудь вещь… Закрепляем навыки самостоятельного пользования туалетом, гигиены тела и т.д.
6. Правила безопасности. Напоминаем о правилах безопасного обращения с бытовыми приборами, правилах поведения у воды и о правилах дорожного движения.
Хорошего отдыха!
Психолог в социальной сфере Новикова Я.Л.